ХАЙТЕК

Альтернативу Apple Pay для iPhone тестируют в России: как она работает

С марта 2022 года Apple Pay перестал работать в России, что создало проблему для владельцев iPhone — они лишились удобного способа бесконтактной оплаты. Национальная система платёжных карт (НСПК) вместе с банками взялась решить эту задачу и уже осенью прошлого года анонсировала разработку собственной технологии Bluetooth-платежей под названием «Волна».

Сейчас проект проходит тестирование в нескольких банках — ВТБ, МКБ, ПСБ, «Синара» и «Центр-инвест». К работе подключились и компании, разрабатывающие терминальное ПО — МСТ, «Юнитоди» и INPAS. Технология «Волна» интегрируется с Системой быстрых платежей (СБП) и картами «Мир», что расширит возможности оплаты на устройствах как Apple, так и Android, сообщает РБК.

Пользователи смогут оплачивать покупки, активировав Bluetooth на смартфоне и подтвердив платёж через мобильное приложение банка. Это особенно важно для iPhone, у которых отсутствует возможность оплаты по NFC через отечественные сервисы из-за ограничений Apple Pay.

Однако запуск «Волны» в широкую эксплуатацию зависит от нескольких факторов. Прежде всего, банки должны поддержать технологию в своих мобильных приложениях, а торговые точки — обеспечить терминалы, способные принимать Bluetooth-платежи. Для работы «Волны» терминалы должны иметь Bluetooth Low Energy (BLE), функционировать на Android 8.0 и выше, а также быть оснащены специализированным ПО.

Сейчас таких устройств в России мало. Большая часть POS-терминалов хоть и поддерживает Bluetooth, но не имеет необходимого модуля BLE. В НСПК пока не планируют обязать банки внедрять технологию, поэтому массовое распространение «Волны» может идти медленно.

ВТБ уже подтвердил участие в пилотном проекте и рассматривает «Волну» как дополнение к своей линейке продуктов для приёма платежей. СМИ также сообщали, что «Сбербанк» намерен запустить собственную технологию оплаты по Bluetooth во второй половине года.

Таким образом, «Волна» может стать первой полноценной альтернативой Apple Pay для российских пользователей iPhone. Но её успех напрямую зависит от обновления инфраструктуры в банковском секторе и торговых точках.

Читать далее:

Вселенная внутри черной дыры: наблюдения «Уэбба» подтверждают странную гипотезу

Испытания ракеты Starship Илона Маска вновь закончились взрывом в небе

Сразу четыре похожих на Землю планеты нашли у ближайшей одиночной звезды

Обложка: AI | freepik

The post Альтернативу Apple Pay для iPhone тестируют в России: как она работает appeared first on Хайтек.

Сверхзвуковой «Конкорд» возвращается: почему в США поменяли мнение о самолете

Компания Fly-Concorde Limited заявила о планах возобновить коммерческие сверхзвуковые перелёты из США к 2026 году. Речь идёт о возвращении легендарного самолёта «Конкорд» (Concorde) — теперь в обновлённой, экологичной и технологически продвинутой версии.

6 июня 2025 года президент США Дональд Трамп (Donald J. Trump) подписал закон, который отменил действовавший с 1973 года запрет на сверхзвуковые перелёты над территорией страны. Этот запрет долгое время сохранял американское небо свободным от ударных волн.

«Это начало национального движения, которое вернёт США лидерство в области высокоскоростной авиации», — говорится в официальном заявлении Белого дома (White House).

Оригинальная цитата: “This order begins a historic national effort to reestablish the United States as the undisputed leader in high-speed aviation.”

Изменение правил открывает новую эру авиаперевозок. По словам разработчиков, перелёты станут «быстрее, тише, безопаснее и эффективнее, чем когда-либо» (“faster, quieter, safer, and more efficient than ever before.”)

Новый «Конкорд»: знакомый облик — новые технологии

Обновлённый «Конкорд» внешне останется узнаваемым, но по сути станет совершенно новым самолётом. Конструкторы применили современные инженерные решения и материалы, чтобы снизить вес лайнера на 50%.

Ключевое отличие — переход на устойчивое авиационное топливо (Sustainable Aviation Fuel, SAF). Это сокращает выбросы вредных веществ на 80%.

По данным Fly-Concorde, самолёт сможет летать на высоте 60 тысяч футов (более 18 км), что почти в два раза выше обычных пассажирских рейсов. Полёт из Лондона в Нью-Йорк займёт всего 2 часа вместо привычных 6 часов 12 минут.

«Все говорят, что выйти на сверхзвук — это дорого, сложно и требует миллиардных инвестиций. Но наш самолёт уже летал: за 30 лет он перевёз более двух миллионов пассажиров», — рассказал доктор Пано Кроко Черчилль (Pano Kroko Churchill), основатель и гендиректор Fly-Concorde.

Оригинальная цитата: “A lot of people are already talking about supersonic flight, that it’s an enormous step forward to get there and would require billions of dollars of investment — we have to take all this one step at a time, because our airplane the CONCORDE already flew for the past 60 years and for 30 years carried more than 2 million paying customers across the skies.”

«С новым „Конкордом“ история вышла на новый виток», — добавил он.

Оригинальная цитата: “It’s an evolution that’s come full circle with the new CONCORDE.”

От символа прогресса — к авиакатастрофе и забвению

Первый «Конкорд» стал результатом соглашения между Великобританией и Францией 1962 года. Идея — создать пассажирский самолёт, способный летать быстрее звука. Первый полёт прошёл в 1969 году, а коммерческие рейсы стартовали 21 января 1976-го.

British Airways и Air France начали полёты в Европу и США, включая маршруты в Вашингтон (аэропорт Даллес) и Нью-Йорк (аэропорт имени Кеннеди). Перелёт через Атлантику занимал менее 3,5 часов. Самолёт летал на скорости 2,04 Маха (2179 км/ч) и считался инженерным прорывом.

Однако громкий звуковой удар ограничивал маршруты, а высокие затраты подрывали коммерческую выгоду. В эксплуатацию поступило всего 14 самолётов.

25 июля 2000 года произошла катастрофа рейса Air France 4590. Сразу после взлёта в Париже лопнула покрышка, фрагменты пробили топливный бак, вспыхнул пожар. Погибли все 109 человек на борту и ещё 4 на земле.

После аварии число пассажиров резко сократилось. Рост расходов на техобслуживание окончательно поставил крест на проекте. Air France вывела «Конкорды» из эксплуатации в мае 2003 года, British Airways — в октябре того же года.

Новая гонка сверхзвука

Возвращение «Конкорда» происходит в условиях высокой конкуренции. Над собственными сверхзвуковыми (и гиперзвуковыми) самолётами работают компании Boom Supersonic, Exosonic, Spike Aerospace и Hermeus.

Теперь Fly-Concorde Limited намерена доказать: несмотря на трагическое прошлое, сверхзвук снова может стать будущим пассажирской авиации.

Читать далее:

Вселенная внутри черной дыры: наблюдения «Уэбба» подтверждают странную гипотезу

Испытания ракеты Starship Илона Маска вновь закончились взрывом в небе

Сразу четыре похожих на Землю планеты нашли у ближайшей одиночной звезды

Обложка: British Airways Concorde G-BOAC. Eduard Marmet/Wikimedia Commons  

The post Сверхзвуковой «Конкорд» возвращается: почему в США поменяли мнение о самолете appeared first on Хайтек.

Mars Orbiter теперь «стоит на голове»: зачем это нужно НАСА

Космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter (MRO, НАСА) после почти 20 лет на орбите Марса начал использовать новый приём — глубокий разворот корпуса к планете. Этот манёвр усиливает сигнал радара SHARAD (Shallow Radar) в 10 раз и позволяет лучше видеть слои под поверхностью планеты на глубине до 2 км.

SHARAD ищет залежи водяного льда. Это ключевой ресурс для будущих миссий — изо льда можно получить воду, воздух и ракетное топливо.

С самого запуска в 2005 году конструкция MRO предусматривала возможность наклоняться к планете на 30°, чтобы наводить научные приборы на нужные точки. Аппарат может наблюдать как за атмосферой, так и за подповерхностными структурами.

Эти два радиолокационных снимка, полученные с помощью инструмента SHARAD на борту марсианского орбитального аппарата НАСА MRO, показывают, как новый манёвр с «очень большим креном» усиливает сигнал и делает изображение подповерхностных слоев Марса ярче и чётче. Можно сравнить снимки при крене в 120 градусов (сверху) и стандартном крене в 28 градусов (снизу).


These two radargrams from the SHARAD instrument on NASA’s MRO reveal how the spacecraft’s new “very large roll” maneuver produces a stronger signal, providing a brighter, clearer picture of the Martian subsurface.


Изображение: NASA/JPL-Caltech/University of Rome/ASI/PSI

Но у радара SHARAD была проблема. Его антенна находится на задней части аппарата, которая обращена в сторону открытого космоса. Часть корпуса экранировала приём сигнала, а для максимальной чувствительности антенну нужно было развернуть к Марсу. Это возможно, но при развороте MRO теряет ориентацию антенны связи с Землёй и не может нормально собирать энергию с солнечных панелей.

Эти два радиолокационных снимка, полученные с помощью инструмента SHARAD на борту марсианского орбитального аппарата НАСА MRO, показывают, как новый манёвр с «очень большим креном» усиливает сигнал и делает изображение подповерхностных слоев Марса ярче и чётче. Можно сравнить снимки при крене в 120 градусов (сверху) и стандартном крене в 28 градусов (снизу).


These two radargrams from the SHARAD instrument on NASA’s MRO reveal how the spacecraft’s new “very large roll” maneuver produces a stronger signal, providing a brighter, clearer picture of the Martian subsurface.


Изображение: NASA/JPL-Caltech/University of Rome/ASI/PSI

В 2023 году команда миссии провела первый «манёвр большого крена» — разворот аппарата на 120°. Это сильно увеличило чувствительность радара, но сопровождалось высоким риском. На такие манёвры НАСА согласилось максимум два–три раза в год.

Серия разворотов в 2023–2024 годах позволила наработать опыт. Теперь MRO лучше справляется с задачей поиска подповерхностного льда. В НАСА шутят: аппарат научился «вставать на голову» — и с этим трюком приносит на орбиту всё больше ценных научных данных.

Новую возможность подробно описали в статье, недавно опубликованной в журнале Planetary Science Journal. В ней документированы три «очень больших крена», как называют их участники миссии, выполненные в 2023–2024 годах.

«Оказывается, старому космическому аппарату можно не просто “привить новые трюки” — с их помощью мы открываем совершенно новые области марсианского подповерхностного слоя для изучения», — рассказал один из авторов статьи, Гарет Морган из Института планетологии в Тусоне, штат Аризона.

Оригинальная цитата: “Not only can you teach an old spacecraft new tricks, you can open up entirely new regions of the subsurface to explore by doing so,” said one of the paper’s authors, Gareth Morgan of the Planetary Science Institute in Tucson, Arizona.

«Весь аппарат и его программное обеспечение изначально созданы так, можно было выполнять крен в любой момент», — пояснил Рид Томас, руководитель проекта MRO из Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.

Оригинальная цитата: “We’re unique in that the entire spacecraft and its software are designed to let us roll all the time,” said Reid Thomas, MRO’s project manager at NASA’s Jet Propulsion Laboratory in Southern California.

Читать далее:

Вселенная внутри черной дыры: наблюдения «Уэбба» подтверждают странную гипотезу

Испытания ракеты Starship Илона Маска вновь закончились взрывом в небе

Сразу четыре похожих на Землю планеты нашли у ближайшей одиночной звезды

Обложка: иллюстрация марсианского орбитального аппарата НАСА. На изображении видно, как антенна SHARAD выступает наружу, словно усы. Этот радар позволяет заглядывать под поверхность Марса.

An antenna sticks out like whiskers from NASA’s Mars Reconnaissance Orbiter in this artist’s concept of the spacecraft, which has been orbiting the Red Planet since 2006. This antenna is part of SHARAD, a radar that peers below the Martian surface.

Источник: NASA/JPL-Caltech

The post Mars Orbiter теперь «стоит на голове»: зачем это нужно НАСА appeared first on Хайтек.